Газовый комплекс – место, где едва ли не круглосуточно циркулируют грузы. На месторождение постоянно прибывают расходные материалы или оборудование после ремонта. Да и самим газовикам периодически нужно отправить что-то в Надым либо, допустим, на соседний промысел. При таком обороте «посылок» для погрузки и разгрузки, кажется, требуется целая дивизия грузчиков. На практике же этим занимаются специалисты разных служб помимо своих основных обязанностей. Они прошли обучение, регулярно освежают в памяти знания и отрабатывают навыки обращения с разными видами товаров.
Погрузка и разгрузка относятся к работам повышенной опасности, небрежное отношение к правилам безопасности может закончиться печально. Первое, что приходит на ум – человек рискует оказаться под многотонной турбиной. На деле же нюансов процесса и последствий халатного отношения гораздо больше.
– Нет какого-то универсального инструктажа, потому что нет одинаковых грузов. В том же магазине всё довольно однотипно – подъезжает фура, и с утра до вечера из неё разгружают коробки. У нас большое производство, множество разнопрофильных подразделений и сложное оборудование, – объяснил Павел Балобин, ведущий инженер по добыче нефти и газа Ямальского газопромыслового управления. – Механикам приходят горюче-смазочные материалы в бочках разной фасовки, энергетики получают кабельную продукцию и лампочки, а служба эксплуатации принимает запчасти для турбоагрегатов.
И это только малая часть всего, что поступает на Ямал ежедневно. Больше остальных погрузочно-разгрузочными работами заняты специалисты ремонтно-механической службы. На самих газовых промыслах нет полного комплекта специализированных станков, поэтому часто оборудование перевозят на базу сервисного обслуживания на самом месторождении, либо пакуют для отправки в Надым. Поэтому многие работники РМС обладают смежной специальностью стропальщика и имеют доступ к грузоподъёмным механизмам.
– Это второй вид разгрузочно-погрузочных работ, в первом случае процедура проходит без применения спецтехники. Но, если небольшую коробку ещё можно переместить вручную, то демонтировать так крупную задвижку не выйдет, – добавил Павел Балобин. – Да и в целом мы должны максимально механизировать эти процессы. В законе утверждены нормы, согласно которым мужчине позволено разово поднимать не более 50 килограммов. Поэтому в некоторых ситуациях можно использовать специальные тележки, а с крупногабаритными грузами работают только стропальщики.
Для таких специалистов тоже предусмотрен ежегодный экзамен. Они должны знать правила строповки – крепления грузов, а также хорошо владеть сигналами управления грузоподъёмными механизмами. Это можно делать как с помощью пульта, так и в паре с крановщиком. Во втором случае важно не ввести в заблуждение коллегу, у которого ограничен обзор. Человек жестами показывает ему, какие действия нужно совершить – поднять или опустить стрелу, направить её вправо или влево.
– Раз в три месяца все допущенные к погрузке и разгрузке специалисты проходят инструктаж. Кроме того, принципы безопасности персонально напоминают ещё и перед началом самих работ, – отметил Павел Балобин. – С ответственным обсуждают особенности груза, возможные вредные и опасные факторы, погодные условия. Крайне важно, чтобы человек также помнил, какие средства индивидуальной защиты ему понадобятся в той или иной ситуации.
Для разных грузов может потребоваться свой комплект спецодежды. Например, сантехники получают химические реагенты для системы водоочистки – активированный уголь, фасованный в мешках. Сыпучие вещества могут «пылить», поэтому такой груз можно переносить только в специальном комбинезоне с капюшоном, респираторе и очках. Так что разгрузка только на первый взгляд кажется примитивным занятием. На промысле нужно учитывать массу нюансов, чтобы не повредить «посылку», а главное – обезопасить себя и окружающих.
Фото из архива ССОиСМИ