Без костюмера ДК «Прометей» Надежды Софрыгиной невозможно представить выход на сцену творческих коллективов. Надежда пришла в дом культуры два года назад, но уже разработала и придумала многие интересные сценические образы.
– В нашей швейной мастерской есть костюмы различных эпох, народные, театральные, сложнейшие сценические. Большой выбор ростовых кукол. Они отличаются по назначению, размерной сетке, – рассказала Надежда Анатольевна. – Есть очень дорогие экземпляры, стоимость которых превышает 60 тысяч, и самые простые, выполненные из остатков материала. Много обуви: танцевальной, специальной. А также аксессуаров для сценических действий: от бантиков и атласных ленточек до сложных шляп, корон и кокошников. Имеется различная атрибутика в виде флагов, бубнов, змей, гирлянд, и т. д.
Создание сценического образа – лишь часть работы. Швейный мастер занимается костюмом на всех этапах его существования, следит за чистотой и сохранностью, выполняет мелкую починку и реставрацию, производит подгонку по фигуре. К слову, в надымском Доме культуры насчитывается более трёх тысяч костюмов. Во время выступлений Надежда находится за кулисами, она всегда рядом с артистами. Вдруг возникнет необходимость в срочном мелком ремонте? Игла с напёрстком и ножницы наготове. И, как и артисты, костюмер с гордостью может сказать, что её рабочее место не только в швейной мастерской, но и на сцене.
Костюмер не только владеет основными рабочими инструментами и приспособлениями для изготовления костюма. Без чувства гармонии и стиля, богатого воображения и фантазии здесь не обойтись. Надежда Софрыгина работает в тесном тандеме с творческими коллективами, хореографами, режиссёрами. Чтобы придумать образ, она должна увидеть номер или постановку на сцене.
– Костюм – это продолжение той роли, которую в данный момент «надевает» на себя артист. И сценический костюм может и должен говорить вместе с актёром, – считает специалист. – Этим для меня и интересна моя работа. Каждый раз стараюсь создать необычный, особенный образ.
Она организовывает такой удобный порядок хранения костюмов и реквизита к ним, чтобы всё можно было легко найти. Хозяйка костюмерной знает все виды, марки, размеры и другие особенности всего изобилия, хранящегося до очередного концерта или представления.
В профессии Надежды Софрыгиной много и творчества, и скрупулезной ручной работы, о которой ни артист, ни тем более публика, могут даже не догадываться, – считает Людмила Беленькая, директор ДК «Прометей». – Множественные микроскопические потайные швы, ювелирная вышивка бисером и тонким стеклярусом, яркими пайетками. И много любви к своей профессии, уважения к «коллегам» по сцене и зрителю.
У костюмеров есть свои профессиональные секреты, о которых ни один зритель не догадается. Если каждый наряд состоит из нескольких деталей, то масштабы всего театрального гардероба трудно даже представить. В костюмерной, где хранится большая часть костюмов, можно буквально заблудиться. Там несколько тысяч нарядов и комплектующих атрибутов. Но опытный костюмер всегда знает, где висят костюмы для хореографического ансамбля «Радужка», а где для театрализованных представлений «Масленица», «Новый год».
Сейчас Надежда находится в режиме самоизоляции. Ей некогда скучать. Для родных и коллег её руками изготовлено более 100 многоразовых масок. Мастерица подошла к задаче творчески, разработав специальную выкройку.
Маска закрывает нос, плавно переходит на щёки и плотно прилегает к лицу. Защитные средства шьются для взрослых и для детей. Желающий может выбрать дизайн. Мужчинам предлагаются с нейтральной расцветкой, женщинам и детям – цветные.
Фото Надежды Софрыгиной и с архива ССОиСМИ