Всё дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны, но память о героических подвигах и людях, совершивших их, не угасает. Именно это призвало Владимира Микульского, инструктора по спорту Управления по эксплуатации вахтовых посёлков, в прошлом году принять участие в патриотическом проекте «Земляки».
Колонна мотоциклистов повторила путь следования 368-й стрелковой Краснознамённой дивизии, тем самым напоминая молодому поколению о страшных днях войны и о вкладе, который внесли в Победу наши земляки. Этот проект вызвал неодолимое желание узнать как можно больше о том, как воевал и его двоюродный дед.
– Встречи с людьми, экскурсии по памятным местам, возложения цветов к мемориалам победы, участие в поисковых работах погибших бойцов – всё это вызвало у меня бурю эмоций, – поделился Владимир. – Перед Днём Победы это отдавалось в сердце особой болью. Тогда я решил всеми силами узнать военную историю собственной семьи.
Увидеть своего дедушку Владимиру не удалось. Иван Александрович Харинцев домой с фронта не вернулся. О его военном подвиге говорит лишь конверт из архива Министерства обороны СССР. В нём – скупые данные о судьбе молодого бойца, жизнь которого трагически оборвалась в 22 года.
– Он был самым старшим ребёнком, самым любимым у родителей, – рассказал Владимир Микульский. – В их многодетной семье было 12 детей. Жили на станции «Кузино» Первоуральского района Свердловской области. Иван – отличник и гордость школы. Портрет улыбчивого мальчишки до сих пор висит там среди лучших учеников. После школы он поехал учиться в Новосибирск на железнодорожника. В 19 лет прямо с институтской скамьи ушёл фронт.
Иван был автоматчиком 133-го гвардейского стрелкового полка 44 гвардейской стрелковой дивизии. В 1941 году вышел приказ о введении в штат стрелковых полков рот автоматчиков. Командирам полков вменялось «широко применять их для создания решительного огневого превосходства над противником в ближнем бою, в засадах, при обходах, поисках, для прикрытия маневра, используя внезапность и массовость автоматического огня. По сути это был «ударный» взвод для использования его на острие наступления, обеспечения фланга роты при атаке. При взаимодействии с танками взвод автоматчиков предписывалось использовать как танковый десант: они врывались с танками в боевые порядки противника и начинали зачистку траншей.
В ноябре 1942 года дивизия, в которой воевал Иван Харинцев, была передислоцирована на Юго-Западный фронт и в составе Первой гвардейской армии вела бои на Среднем Дону, принимала участие в Среднедонской наступательной операции (кодовое название «Малый Сатурн»). Позже они вели упорные бои в Донбассе, на Северском Донце и Изюм-Барвенковском направлении.
Автоматчики отбивали яростные немецкие атаки, их меткий огонь заставлял противника откатываться назад. В одном из таких боёв 25 января 1943 года Иван Александрович погиб.
– В 1987 году на запрос моей бабушки в архив Минобороны Центрального ордена Красной звезды о судьбе погибшего брата пришёл ответ: «В отделе учёта безвозвратных потерь личного состава Советской Армии за 1941-1945 годы значится: рядовой Харинцев… похоронен в братской могиле в деревне Раёвка Луганской области.
Спустя 22 года я держал в руках этот конверт и до сих пор не могу передать чувства, которые испытал, читая эти строки. Далеко от нас эта деревня Раёвка, но я очень хочу побывать там, чтобы низко поклониться деду и всем, кто лежит рядом с ним.
Владимир Микульский, инструктор по спорту УЭВП
Фото из семейного архива Владимира Микульского