В его портфолио мало портретной съёмки, а уж свадебных лав-стори и вовсе не найти. Гламур и помпезность – это не про него. А вот что про него, так это – атмосферность, масштабность, глубина, философия. Не один год работы Антона Дроздова, оператора по добыче нефти и газа Ямальского газопромыслового управления «Газпром добыча Надым», задают особый тон корпоративным СМИ. Всегда срывают куш лайков в социальных сетях и, что особенно важно, заставляют удивляться, по-хорошему переживать. Но в этот раз будем смотреть не только на снимки. Встречайте, Blackbird (Блэкбёрд) выходит из-за кадра.
Не профи с камерой, снимает ради впечатлений. Ему позируют песцы и гуси, коллеги и городские пейзажи. Кажется, сама Арктика хочет попасть в кадр к Дроздову. Непокорная и загадочная натура экстремального края, можно сказать, и прославила Антона сначала в коллективе газовиков, а потом и значительно за его пределами…
– Несколько лет назад ваша редакция попросила меня сделать фотографии. Что-то из серии «Как проходит лето на Бованенково». Из инструментов для съёмки у меня тогда был телефон и несколько линз, которые я купил просто ради развлечения. Я отправил снимки и забыл про них. Через некоторое время увидел что-то знакомое в «Джоуле», авторство значилось моим, но я даже не сразу узнал работы. Потом случился коронавирус, долгие вахты. И вот когда ты несколько месяцев вне дома, не меняются лица и характер деятельности, ищешь способ как-то отвлечься. Так у меня всё и началось-понеслось-завертелось.
В начале его истории нет ничего возвышенного, сокровенного – из серии «лет в десять взял фотоаппарат отца». Напротив, причин и предпосылок для увлечения съёмкой в детстве не было. Не занимался рисованием или другими видами творчества. Зато сейчас…
– Сейчас это хобби, но такое, без которого я уже не представляю своей жизни. Например, путешествуя, из каждой поездки вместо магнитов привожу флешки с файлами. Фото – лучше магнитов! Если выдаётся свободная минута на вахте и есть возможность – камера, которая чаще всего при мне, обязательно идёт в ход. Делаю кадры, в первую очередь, всегда для себя, но людям нравится. Говорят, что хочется смотреть, удивляются. А мне приятно, что кто-то получает эмоции от моих работ. На заказ не фотографирую, вообще коммерческая съёмка – это не моё. Я себя в этом не вижу.
Но видит в творчестве. И благодаря этому видению Дроздов открыл многим Север. Причём как для тех, кто никогда не имел дела с суровым регионом, так и для тех, кто воспринимал его как обыденность. Работы автора будто стали воротами в Арктику, но не просто холодную и безмолвную. У него она гремит своими масштабами и шепчет нежными красками, то завораживает тайнами, то скромничает…
– Есть такое заблуждение, что тундра – просто пустыня. Но плюс-минус 20 километров – картина меняется. Пейзажи всегда разные: погода, ландшафты, где-то озёра и реки, кочевники, местная фауна. Даже в одном и том же месте сегодня такое настроение, завтра – другое. Мне хочется показать эту красоту и, желательно, в сравнении с человеком, который просто песчинка на фоне Арктики. Для меня удовольствие – фотографировать пейзажи, когда сопоставляешь размеры и масштабы.
На этой иной планете он ещё и установил контакт с другими «цивилизациями». Пушистое и пернатое население Ямала словно само записывается в модели к Дроздову. Так, благодаря Антону, рассказана не одна песцовая и гусиная история. Каждый раз кажется, что симпатичнее быть уже не может, но «мимиметры» продолжают зашкаливать по мере появления новых эпизодов из жизни северной фауны…
– Всегда интересно снимать живность в её естественной среде, в этом особое удовольствие. Ты наблюдаешь за повадками, характерами забавных пушистиков. Снова и снова они удивляют какими-то интересными позами, мимикой, проделками. Но всё зависит от удачи. Тут, и правда, настоящая охота. И это действительно сложно, требует большого терпения, но, думаю, не надоест мне никогда.
А может быть дело в том, что он – Дроздов? (знаем ещё одного, на телепередачах которого выросли) Потому что и с флорой у друга ямальской природы отношения прекрасные. На бескрайних просторах тундры наш герой умудряется высмотреть крохотные нежные растения, найти в северной скромности бунт ярких красок, показать, что жизнь пробьётся всегда и везде. И тут внезапно: ещё одна пассия фотонатуралиста – городские улицы…
– Если город сдержанный, старинный, то, конечно же, это чёрно-белое фото. На мой взгляд, так можно хорошо передать атмосферу, подчеркнуть масштаб и особенности архитектуры. Ну а цвет обязательно нужно оставлять ярким городам. В последнее время стараюсь фотографировать улицы сюжетно, именно сериями, чтобы потом, пересматривая, вспоминать, как ты там был. Будто снова прогуляться по ним и пережить те эмоции.
Blackbird (Блэкбёрд) – это, кстати, авторский псевдоним хроникёра – не учился в специализированных школах и не покупал дорогостоящие курсы. Фотоискусство изучал самостоятельно: основы, композиционные постановки кадра, особенности техники – на этом всё и закончилось…
– Оборудование сейчас вышло на новый уровень, а я начинал с телефона. Больше штудировал не то, как фотографировать, а как пользоваться самим аппаратом. После смартфона два года я снимал достаточно простой камерой, потом решил, что нужно переходить на следующий этап. Сейчас на работу беру компактную технику, а дома у меня уже более серьёзный компаньон. Всё зависит от цели.
Работы Антона выставляли в нашей компании, отмечены по итогам международной премии 35AWARDS, украшали залы Новой Третьяковки на крупнейшей выставке фотографий Общероссийского фестиваля природы «Первозданная Россия». У него есть и поклонники, те, кто с нетерпением ждёт новых кадров. Несмотря на всё это, тюменский парень частенько не доволен собой. С – самокритика…
– Думаю, что у меня точно не очень хорошо получается портретное фото (Не согласны! – Прим. ред.). Я достаточно легко отношусь к замечаниям, и сам себе критик. Бывает, могу забраковать всю съёмку. Понятно, что если это что-то для домашнего пользования, то пусть будет. Но если показывать людям – это другое. Я считаю, если делаешь – делай хорошо. Правильно снять кадр намного важнее постобработки. Можно просто запечатлеть северное сияние, а можно поставить кадр, например, с человеком. Но, каким бы крутым ни был фотограф, всегда будут те, кто высмотрит недостатки – это субъективное мнение, от него никуда не деться.
Познал геометрию городов и нашёл подход к Арктике. Дроздов намеревается открыть для себя секреты ещё одной прекрасной и своенравной дамы – Камчатки. Его вдохновили кадры, которые он увидел на «Первозданной России», и «земля драконов» стала заветным желанием…
– Невероятная природа, от неё захватывает дух. Хочу увидеть эту красоту, хочу показать эту красоту. Это впечатления, о которых я мечтаю, впечатления, которыми хочу поделиться. Потому что смысл творчества не в признании или похвале, а в эмоциях. А фото – это про творчество.
Фото Дмитрия Эрнста и Антона Дроздова 😊