Это отнюдь не классическая история о том, как сын первопроходцев продолжил путь родителей. Хотя, казалось бы, к тому располагали все исходные данные: Камиль Валеев вырос в семье газодобытчиков, с младенчества впитывая атмосферу месторождения-легенды. И всё же, когда перед ним встал тот самый выбор, предпочёл иной сценарий жизни – молодой северянин получил гуманитарное образование, выучил два языка и отправился искать себя в Европу. Менялись интересы, отрасли, профессии. Но смысл был обретён лишь спустя годы, по возвращении домой. Сегодня пангодинец работает в «Газпром добыча Надым» мастером по добыче нефти, газа и конденсата Медвежинского газопромыслового управления. Там, где началась история его семьи.
Отец Камиля, Камиль Каюмович, попал на Медвежье в 1972-м – тогда «Надымгазпрому» не было и года. Вместе с другими первопроходцами он создавал энергетическую базу страны, совершая первые осторожные и в то же время смелые шаги в освоении газовых месторождений. Позже он встретил здесь любовь, создал семью и окончательно обосновался на Севере. Ровно половину века длилась трудовая вахта Валеева старшего, в 70 лет он ушёл на заслуженный отдых.
– Папа был мастером, сопровождал процессы разработки, бурения поисково-разведочных скважин. Затем сменил должность, став районным инженером, следил за промышленной безопасностью, правильной эксплуатацией оборудования, – рассказал коллега. – Вот когда было действительно тяжело. Могу только попытаться представить, в каких обстоятельствах тогда работали люди – морозы были совершенно другие, как и условия жизни. Как можно сегодня говорить о каких-то трудностях?
Истории о покорении арктических земель Валеева младшего вдохновляли, но в то время он больше тяготел к гуманитарным наукам. А ещё хотел увидеть мир и примерить на себя разные роли. Решив пойти своим путём, получил первое высшее – лингвистическое. Следующее было связано уже с компьютерной визуалистикой. Совершенствуя английский и немецкий языки, пангодинец четыре года жил в Германии. Там он работал и на черепичном заводе, и в логистической компании, и на газетной фабрике… Кажется, жирная галочка у пункта «попробовать всё» поставлена. И вместе с ней вдруг стали обрисовываться черты той жизни, которую действительно хочется прожить.
– Я приобрёл бесценный опыт, но в конце концов понял, что хочу приносить реальную пользу, быть добытчиком во всех смыслах этого слова. На многих местах, где мне довелось поработать, зачастую делали деньги «из воздуха». Как раз это и вызывало большие сомнения, – поделился мыслями Камиль. – Если, будучи школьником я мечтал стать переводчиком, то сейчас уверен, что знание языков – необходимая база для любого человека, это не является профессией. Так, я вернулся на Север, получил третье, уже техническое высшее образование и устроился оператором по добыче нефти и газа. Тут я по-настоящему ощущаю свою значимость. В должность мастера перешел меньше трёх лет назад, но уже сейчас чётко понимаю, что от правильного планирования зависит очень многое. Ведь ошибки человека – это признаки уязвимости организационных уровней.
Путь в инженерно-технический персонал занял пять лет, но без помощи наставников он длился бы, как минимум, вдвое дольше. Коллега убеждён, без поддержки старших трудно настроить себя на работу, а знаменитая школа «Медвежки» сделала его профессионалом – ветераны отрасли щедро делились мастерством. Сегодня направлять и подсказывать – уже его заботы.
– Мне кажется, тут кроется тонкая психология: нужно знать верный подход и к работникам, и к руководству. У каждого свой характер и обсуждать вопросы или давать поручения стоит, опираясь на эти особенности, – добавил Камиль Валеев. – Так или иначе, главное, чтобы поставленные нам задачи выполнялись чётко и в срок. Велосипед давно изобрели за нас, остаётся только контролировать и модернизировать. Не люблю, когда говорят о закате эпохи Медвежьего. У месторождения есть перспективы, а у нашего коллектива – полигон для рационализаторских идей. Осваиваем новое оборудование, совершенствуем текущее. Применяем полученные теоретические знания на практике и выстраиваем свою работу в соответствии с наработанным опытом. Это интересно, ценно, весомо. Это особенная земля, где работал мой отец и работала моя мать. Теперь и я знаю: моё место здесь.
Фото Игоря Букина и из семейного архива Камиля Валеева