Враг хандры и похититель скуки. Он любит настольные игры — с детства, искренне, горячо, для него они — целый мир. А ещё он заядлый киноман — посмотрел более 2000 фильмов и сериалов, многие знает наизусть и пересматривает в оригинальной озвучке. Комбо! В свете софитов — интеллектуально-настольный геймер Богдан Гулянов, инженер службы по управлению техническим состоянием и целостностью технологического оборудования и трубопроводов объектов добычи газа, газового конденсата и нефти Инженерно-технического центра «Газпром добыча Надым». С недавних пор он приобщает к своим увлечениям коллег, организует вечера настольных игр и киноквизы. Погружаемся. Это затягивает:
— Я растворяюсь в играх, это моя страсть. Могу бесконечно рассказывать о них, обсуждать с друзьями и, естественно, играть. Мой рекорд — 9 часов. Это было буквально недавно, мы до 4 утра сидели над «Подземельями и драконами».
На данный момент на моих полках стоит более 50 настолок — самые-самые, избранные. Собирать их я начал 7 лет назад, на 3-м курсе универа. Первая, которую купил, была «Каркассон» — глубокая игра для любителей математики, очень популярная, шедевр. В ней из карточек ход за ходом выстраивается поле и размещаются подданные, которые за определённые действия зарабатывают очки.
Тогда же я стал вести реестр своих настольных игр, то есть каждый раз, когда моя коробка где-то раскладывается, это вносится в график. По нему можно определить наиболее и наименее востребованные игры, проанализировать, в какой компании во что давно не играли. Я вообще сумасшедший на подобные экселевские таблицы, люблю упорядоченность, систематизированность.
Например, самая популярная в моей коллекции — «Взрывные котята» — динамичная, смешная карточная игра с правилами, отдалённо напоминающими «Русскую рулетку». Игроки по очереди вытягивают из колоды карты, среди которых есть несколько «взрывных котят». Кому попался — тот выбывает. Взрыва можно избежать, используя полезные карты «обезвредь», «нападай», «пропусти ход». Милое простое развлечение. С момента покупки мы раскладывали её 126 раз. Сейчас я уже, конечно, в «котят» не играю.
Сегодня я предпочитаю сложносочинённые экономические и стратегические игры, где нужно выстраивать тактику, аналитически и логически мыслить, уметь предвосхищать ходы противников, грамотно пользоваться лайфхаками, красиво, с покерфейсом, блефовать. Мне нравятся интеллектуальные головоломки по отвоёвыванию территорий, управлению ресурсами в смоделированных рыночных отношениях.
Ещё я выбираю игры с минимальным влиянием случайности, то есть когда нет зависимости от того, какая карта выпадет или как кубики лягут. А победа определяется исключительно мастерством, изворотливостью, скиллами игрока. Тогда на столе разворачивается по-настоящему захватывающее шоу — пульс зашкаливает. Ведь настолки сродни шахматам — здесь так же кипят страсти, это невероятно волнительный процесс, конечно, для тех, кто его понимает. Чем виртуознее применяешь комбинации, приёмы, ловушки, тем красивее, пронзительнее и многограннее становится игра.
Одна из моих самых любимых настолок — «Сумеречная борьба» — это дуэльная шпионская игра, моделирующая геополитическое противостояние СССР и США в ходе холодной войны. Действо развивается на огромном поле, которое представляет собой карту мира. Здесь важно быть исторически подкованным, ориентироваться в событиях, фактах, условиях того периода. Тогда максимально проникаешься напряжённой атмосферой той идеологической конфронтации. Можно делить мир на сферы влияния, организовывать военные конфликты, но нельзя дать перерасти им в Третью мировую.
На втором месте моего личного рейтинга — игра «Покорение Марса», где нужно освоить, колонизировать его, создать там пригодные для жизни условия. При помощи карточек нужно терраформировать планету, покрыть океанами, инициировать масштабные научные проекты. Экономическая игра в космическом стиле.
Самая долгая из моих игр — это «Подземелья и драконы», минимум шесть часов по быстрому сценарию. Время проходит незаметно, по щелчку. Самая короткая — «Нет уж, спасибо» — играется минут 10—15, не требует много места. Как-то с друзьями мы её даже в ресторане раскладывали, пока наш ужин готовился.
Поиграть в настолки компанией мы собираемся где-то раз в неделю. А есть игры, в которые можно играть одному, например «Бумажный квартал». Я практикую иногда: разложил на полстола и никто тебе не нужен. Для интровертов — самое то. А порой, если подзабываю правила, раскладываю обычную игру, неполную партию, просто чтобы вспомнить как и что здесь.
Увлечением настольными играми заразил папа. Мне тогда было лет семь. Главное развлечение детства — «Звезда Африки» — приключенческий жанр, где нужно, кидая кубик, захватить и доставить в Танжер или Каир самый большой в мире алмаз. Неувядающая классика, как он её называет. Потом меня зацепили «Тайны Тёмного Владыки» — «бродилка» по замку в поисках сокровищ — отличный синтез квеста и стратегии. Там крутые компоненты — фигурки викингов, орков. Ещё были настольные игры с наборами солдатиков, пушечек и пулек — целая армия на столе. Приятно вспоминать.
Папа как-то отошёл от настолок, только ностальгирует, а вот с мамой и бабушкой мы иногда играем. Конечно же, в «раритетные» и хорошо знакомые им игры. Я получаю удовольствие от их эмоций. Я им поддаюсь))
Я и новичкам поддаюсь. Им же должно везти. Мне кажется, надо дать человеку почувствовать вкус победы, особенно, если он впервые берётся за что-то, разбирается во мгле, тогда ему это в два раза больше понравится. Я стараюсь своими действиями показывать, что и как здесь, выступаю в качестве учителя. А вот в следующий раз — пусть крепче держится на стуле и не питает иллюзий.
Я стал инициатором проведения вечеров настольных игр среди «Молодёжки» нашего предприятия — отличный формат коллективного времяпрепровождения, желающих всегда много. Устраиваем с недавних пор, раскручиваем это направление, «шлифуем», анализируем, кому какие настолки «заходят», какие — нет. Могу даже сам не играть, просто наблюдаю, направляю участников, заряжаюсь их эмоциями. Мне приятно, когда разделяют моё увлечение.
Ещё я один из организаторов интеллектуальных киноквизов. Я — настоящий киноман, обожаю мир искусства на экране, неплохо в нём ориентируюсь и помогаю ребятам развивать киношную эрудицию. Например, как называлась улица, на которой жил мальчик под лестницей, или «назовите фильм, где двое мужчин по дороге к морю совершают сумасшедшие поступки» (спойлеры — Тисовая улица и «Достучаться до небес»). Как-то так.
Квиз строится по принципу брейн-ринга: выбираешь на экране категорию, её сложность — например, «мультики за 300» — выходит задание. Кто быстрее нажмёт на своём телефоне виртуальную кнопку, которые я раздаю через приложение, тот отвечает. Вопросы бывают серьёзные и не очень, часто с подвохом, они подразделяются на категории: актрисы, растения, помещения, мультфильмы, по мотивам телевидения, профессии, 50 оттенков одного актёра, советское кино, японская анимация и так далее. Нужно угадать фильм или героя по кадру, аудиоотрывку, описанию, или ответ зашифрован в смайлах.
У нас бывают обычные киноквизы, ни к чему не привязанные, разношёрстные. А бывают тематические: самым ярким получился посвящённый Хеллоуину, по фильмам ужасов — мы были в карнавальных костюмах. Есть много придуманных, но пока не реализованных: к Новому году, к 23 Февраля и 8 Марта.
А начиналось всё с малого — впервые я сделал квиз для друзей года два назад. Потом решил повышать планку — мы с коллегой устроили игру для ребят из Инженерно-технического центра. Концепция «зацепила». Сейчас мы проводим мероприятия уже на уровне «Молодёжки», каждый раз нас собирается порядка 20—30 человек. Первые игры были очень простые, как по исполнению, так и по содержанию. Позже вопросы усложнялись, реализация преображалась, я перешёл на более удобную и интуитивную программу для создания квизов. Сейчас у нас достойный уровень, но мы не перестаём искать пути роста. Наш продукт очень органично прижился среди молодёжи предприятия.
Структуру игр, вопросы я пишу сам, друзья-коллеги мне помогают, подкидывают идеи. Обязательно обкатываю на маленькой группе задания каждого нового квиза — важно понять их уровень сложности и интересные ли они. Один квиз — это сто вопросов, то есть по пять штук на шесть тем в трёх раундах, плюс десять в финале. Иногда вопросы придумываются очень легко: когда есть вдохновение — сел и сделал целую программу, а порой — одну категорию часами вымучиваешь.
На квизах я люблю подкалывать, троллить участников, так им честно и говорю, что у меня присутствуют правила дискриминации: сильные команды «подтапливаю», требую от них максимально развёрнутых ответов; слабые — поддерживаю, «подтягиваю», принимаю не самые полные ответы, даю несколько лишних секунд на «подумать». Так я восстанавливаю игровой баланс, чтобы не было огромных отрывов по очкам, ну и чтобы у отстающих был стимул расти; лидирующие — не особо расстраиваются. Самое важное для меня — видеть азарт, эйфорию на лицах игроков, чтобы никто не уходил с пресным лицом.
И интеллектуальные, и настольные игры — это целое искусство, они требуют логического мышления, эрудиции, фантазии. Ведь игровая деятельность является одной из ведущих форм развития психических функций человека, это неотъемлемая составляющая учёбы, труда, творчества. Игры уже стали частью моей жизни, интересной, расширяющей кругозор, развивающей меня.
Фото Александра Мурчича и из архива Богдана Гулянова