Уникальное Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение уверенно задаёт тренды и векторы развития газовой отрасли. Добычной ямальский гигант «Газпром добыча Надым» изобилует принципиально новыми техническими решениями высочайшего научного уровня. Это беспрецедентный по сложности проект, средоточие высокоавтоматизированных и энергоэффективных технологий. Это коллаборация нетрафаретных наукоёмких изысканий и сложносочинённых производственных задач.
По пути инноваций Бованенково идёт с самого начала своей жизни. Месторождение стало своего рода платформой для апробации новейших интеллектуальных технологий газодобычи. Здесь многое было впервые в истории российского газа. В том числе из-за экстремального сверхжёсткого «характера» климата Арктики.
– Бованенково называют «мегапроектом», прорывом в отрасли. И да, нашему добычному комплексу поистине есть чем гордиться, – подчеркнул Азамат Усманов, начальник Ямальского газопромыслового управления. – С целью достижения максимальной надёжности и эффективности работы оборудования было решено не просто покупать существующие образцы, а инициировать российские заводы-изготовители проектировать модели специально под нас. Основной акцент был сделан на адаптации к эксплуатации в сложных климатических и геокриологических условиях региона.
Представители нашего предприятия участвовали в разработке конструкторской документации – вносили на рассмотрение предложения по компоновке агрегатов, по улучшению их эргономических свойств, по работе систем автоматического управления.
– Результатом такого взаимодействия с конструкторскими бюро производителей оборудования стало создание агрегатов, по всем параметрам отвечающих требованиям арктических широт и компании «Газпром добыча Надым», – продолжил Азамат Борисович. – Были сведены воедино инженерные решения изготовителей и технические пожелания производственников. Всё это в тесном контакте с ведущими научными институтами, сопровождающими строительство и работу уникального месторождения.
Здесь речь идёт о и газоперекачивающих агрегатах в целом, и о компоновке сепараторов, и о внутреннем устройстве станций управления фонтанными арматурами, и о конструкции горелочных устройств. Практически всё, начиная от строительства скважин, трубопроводов, вспомогательных объектов, и заканчивая начинкой дожимных компрессорных станций и установок комплексной подготовки газа, было преобразовано и адаптировано к работе на Крайнем Севере.
– Инновации немыслимы без автоматизации. Она на БНГКМ максимально возможная, – отметил Алексей Макаров, начальник производственно-технического отдела ЯГПУ. – Ямальский гигант представляет собой высокоавтоматизированный, энергоэффективный и интеллектуальный добычной комплекс. Здесь применяются малолюдные технологии. Это повышает степень безопасности производства, исключая «человеческий фактор». Это минимизирует необходимость регулярных осмотров скважин и объектов, экономя время и ресурсы. Это позволяет оперативно координировать режим работы фонда скважин и оборудования, упрощая задачи по их обслуживанию.
Безусловно, работать на таком интеллектуальном производстве непросто, признаются бованенковцы. Сначала. Потом, когда адаптируешься к своему объекту, разберёшься во всех технологических нюансах, досконально, вдоль и поперёк изучишь и «прочувствуешь» каждый узел, за который отвечаешь, работать становится одно удовольствие. Высокая степень автоматизации процессов – это необходимость современных реалий, иначе на таком сложнейшем производстве нельзя.
Территория лицензионного участка БНГКМ составляет порядка 1400 квадратных километров. Застроенность производственными объектами менее 5 %. Степень инновационности на этих процентах просто зашкаливает.
Фото Дмитрия Эрнста