Моя мама, Такия Хасановна Аминова, родилась 10 июня 1923 года в татарском селе Байрак в семье колхозников. Детство её было очень тяжёлым. Жили бедно, впроголодь, но это не помешало целеустремлённой девушке успешно закончить школу и поступить в Казанский университет. Сбыться заветной мечте – стать учителем – помешала война. Едва успев окончить второй курс, студентка ушла на фронт.
Да, война – дело мужское, но сколько среди женщин было фронтовичек, партизанок, связисток, подпольщиц, снайперов, лётчиц. В числе их была и моя мама. Она попала в школу по подготовке радистов. Занималась усердно, день и ночь, понимая, насколько остро фронту нужны были квалифицированные радисты. Ведь надёжная связь на войне – это всё! Спустя несколько месяцев учёбы настал день выпускного экзамена. Условный текст необходимо было передать на азбуке Морзе. Из тридцати девушек, прошедших обучение, отобрали только её одну. Кто‑то из строгих экзаменаторов спросил: «Как справилась Аминова?» Ему ответили: «Отлично!». Так моя мама попала в отряд особого назначения, действующий в тылу врага.
Отряд находился в непосредственной близости от фашистской группировки, территорию наши части пытались «подмять» под себя. Накрыть огнём и уничтожить бойцов маминого отряда могли и свои, и чужие. Чтобы противник не смог передать радиограмму о помощи, радист Аминова переходила на волну вражеских передатчиков и глушила их, лишая фашистов возможности вызвать подкрепление.
– Мой подчерк радиста немцы быстро выучили и называли меня в эфире «руссиш швайн», – вспоминала мама. – А я даже гордилась этим «званием».
Каждый день для бойцов секретного отряда был как последний, но никто из них не щадил себя во имя Победы. Мама, единственная женщина, пользовалась большим уважением у командиров и солдат. Храбрость и мужество девушки восхищали мужчин, понимавших, что во время сеансов радиосвязи её могли в любой момент схватить и убить. Но отважная связистка снова и снова давила на ключ радиопередатчика, пока в одном из боёв не была ранена.
Лёжа в госпитале, мама сильно переживала, что её отряд уже ушёл далеко вперёд, и неизвестно, куда её отправят после лечения. Но каково было её удивление, когда она увидела своего командира! «Я за тобой, дочка, собирайся», – сказал он. В сердцах она обняла его и заплакала от радости, что о ней не забыли. Моя мама – очень сильный человек.
– В жизни я плакала всего два раза, – признавалась мне мама. – Первый раз после госпиталя, а второй – когда умер мой муж.
Шли долгие годы изнурительной войны. Наши войска перешли в наступление, освобождая города один за другим. Седьмого мая 1945 года за овладение последней крепостью гитлеровцев Бреслау младший сержант Аминова была удостоена благодарности Верховного Главнокомандующего советских войск. К концу войны у бойца Аминовой было много наград: медаль «За освобождение Варшавы», медаль Жукова, «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другие.
Рассказывала она один интересный случай: когда их отряд уже приближался к Берлину, они остановились в Потсдаме. Поселились в доме-логове Геббельса – гитлеровского пропагандиста. Мама сохранила скатерть, единственную вещь, которую она взяла в этом доме. После всех тягостей военного быта, она попала в настоящий дворец, где было скоплено много «добра», награбленного на войне. Эта роскошь, словно пропитанная кровью нашего народа, вызывала не восторг, а скорее омерзение.
У мамы сохранилось много военных фотографий. Как бы тяжело ни было, она находила время для съёмок. На обороте фотокарточек она описывала происходящие события и даже давала волю чувствам. На одном из снимков она написала стихи на татарском языке. Девушка мечтала: «Вот кончится война, все они вернутся в родные края. Зацветут сады и заколосятся поля. И встретится ей такой же солдат, и они полюбят друг друга». Пройдёт время, и она встретит своего танкиста, но это будет ещё нескоро.
После Победы мама не сразу вернулась домой, отправившись добивать фашистскую нечисть дальше в Австрию. Вернулась она уже глубокой осенью 1945 года. На пороге её встретил отец, крепко обнял и долго не выпускал из объятий. «Наконец‑то настал день, когда я увидел тебя живой», – со слезами на глазах произнёс он.
В родной деревне мама познакомилась с отцом, у них родилось пятеро детей. Работала она учительницей, а после переезда в город Октябрьский устроилась табельщицей в автотранспортное предприятие. К сожалению, отец умер рано: в 1971 году, сказались многочисленные осколочные ранения, полученные на войне. А мама дожила до глубокой старости и ушла от нас шесть лет назад в возрасте 92 лет. Сегодня у Такии Хасановны Аминовой шестеро внуков и пятеро правнуков. Наша семья бережно хранит память о нашей легендарной маме и бабушке и рассказывает о её подвигах новым поколениям.
Раиса ШЕЛЬМЕНОВА, пенсионер Инженерно-технического центра
Фото из семейного архива