Карское… Суровое и одинокое. Здесь нет суетной толкотни пляжников, не слышно весёлого смеха детворы и вырывающих из жаркой дрёмы криков продавцов-зазывал: «Пахлава! Чурчхела! Мороженое!» Редкие гости морского побережья – тонконогие олени, брутальные белые мишки и крутобокие ластоногие разных видов: нерпы, моржи, морские зайцы.
Окраинное море Северного Ледовитого океана щедро омывает своими солёными водами западный бок полуострова Ямал. Оно же, будучи одним из самых холодных морей России, на многие месяцы сковывает сушу льдами, а в тёплое время года ограждает берега штормами и окуривает туманами. Именно здесь, в северо-западной части ямальского полуострова, у кромки Карского моря и «припрятало» свои газовые запасы Харасавэйское месторождение, лицензией на разработку которого владеет «Газпром добыча Надым».
Своё чудное для европейского слуха название месторождение получило от одноимённых мыса и реки – Харасавэй, что в переводе с ненецкого языка означает «кривой» или «извилистый». И вот тут неспроста вспоминаются слова из песни капитана Врунгеля: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт…» Действительно, исторический путь освоения этой уникальной (в сторону скромность!) газоносной площади был довольно непрост и извилист. Начиная с 1974 года, с момента открытия, месторождению не единожды пророчили стать стартовой точкой промышленного освоения Ямала. Однако пути пророков оказались неисповедимы…
Не одно десятилетие в вахтовом посёлке Харасавэй сменялись жители единственного многоэтажного общежития, монолитно возвышающегося на берегу северного моря. А рядом с единственной действующей скважиной продолжал и продолжает гореть единственный факел. Как символ почти полвека негаснущей мечты романтиков-первопроходцев. И вот их время пришло. Март 2019 года стал точкой ренессанса для арктического «отшельника». Лёд тронулся!
Начало полномасштабного освоения газоконденсатного месторождения можно сравнить с высадкой на Марс. Вверху, на страже небесных границ, тяжёлые снеговые облака, внизу – морские узлы северных рек. И бескрайняя, уходящая в горизонт, жёлтая, зелёная или белая равнина – цветовая гамма зависит от времени года. А среди этой необозримости – сотни единиц разнообразной техники, на глазах растущие жилые корпуса вахтовых общежитий, тут и там возвышающиеся ракетами буровые установки, пусть ещё «расползающиеся», но уже действующие новые насыпные автодороги… И люди, люди, люди…
Многое ещё «в зародыше», на бумаге – в проектных документах и схемах. Но от осознания того, что впереди, от мыслей, что вот здесь, посреди совершенно голой тундры, вырастут производственные корпуса газового промысла, многокилометровыми нитями в сторону «Большой земли» потянутся газопроводы и автомобильные трассы – захватывает дух! И кажется, даже Карское море становится теплее. Ведь оно теперь не одиноко…
Факты. Интересные и не очень:
– Харасавэйское газоконденсатное месторождение открыто в мае 1974 года. В 1975-м приказом министра газовой промышленности Сабита Оруджева оно названо первой целью на полуострове Ямал.
– Площадь Харасавэйского месторождения (более 920 квадратных километров, учитывая сухопутную и водную территории) превышает суммарную площадь двух крупнейших городов России – Красноярска и Омска.
– Весной 1976 года на Харасавэй из Мурманска атомный ледокол «Ленин» привёл грузовое судно «Павел Пономарёв» с четырьмя тоннами груза на борту. Разгрузка – прямо на лёд. Далее – транспортировка тягачами до берега, находящегося в нескольких километрах.
– В кратчайшие сроки на берегу Карского моря построены мастерские, дороги, котельная, электростанция, баня, клуб, спортивный зал, магазин. Бытовые нужды жителей посёлка покрывала единственная газовая скважина № 5.
– «Символ» Харасавэя на долгое время стал самым высоким и единственным кирпичным зданием на полуострове. Четырёхэтажное общежитие сдавалось поэтапно. Первая часть – в 1981 году, вторая – через семь лет, в 1988-м.
– В сентябре 1995 года подводная атомная лодка Б-414 Северного флота доставила в закрытый льдами полярный порт Харасавэй десять тонн сахара и муки.
– Отсутствие комплексного проекта и предварительных изысканий дали о себе знать. Стоимость работ постоянно росла. Вечная мерзлота, суровые морозы в сочетании с ледяными арктическими ветрами задавали всё больше новых вопросов буровикам и строителям. В эпоху перестройки работы захлебнулись и были полностью свёрнуты. Харасавэй, а вместе с ним и весь полуостров Ямал, Советскому Союзу оказались не по зубам…
– 2012-й год. Газпром подаёт в Единую систему газоснабжения страны первый газ полуострова Ямал. Газ Бованенковского месторождения. Харасавэй при этом остаётся логистическим центром для доставки грузов на большую стройку. И пока в сотне километров южнее один за одним вводились гигантские газовые промыслы, Харасавэй ждал своего часа.
– 20 марта 2019 года дан старт полномасштабному освоению Харасавэйского газоконденсатного месторождения.
Материал подготовила Екатерина Козырева
Фото Юрия Шалабаева