Ещё одна символическая дата к «золотому» юбилею компании «Газпром добыча Надым». Сегодня исполняется 50 лет с момента события, которое можно считать первой вехой промышленного освоения месторождения Медвежье – 18 ноября 1971 года была запущена в эксплуатацию первая эксплуатационная скважина № 52. «Кормилица» дала природный газ, необходимый для обеспечения жизнедеятельности посёлка Пангоды, а позднее и для агрегатов первой промысловой установки комплексной подготовки газа (УКПГ–2). Вот краткая хроника пути, который первопроходцы прошли, чтобы это стало возможным:
8 февраля 1971 года первая колонна Полярной экспедиции выдвинулась на зимник Лабытнанги – Пангоды. В крайне тяжёлых условиях, а морозы стояли нешуточные, за 22 дня колонне удалось преодолеть расстояние в 500 км и доставить на 52-ю отметку месторождения Медвежье тяжёлые грузы для монтажа буровой.
В 20-х числах марта на площадку уже пришли вышкомонтажники. А в День Победы 9 мая над тайгой подняли фонарь первой промысловой буровой. Темпы начала работ теперь сдерживала летняя тундра. Размёрзшиеся болота встали непреодолимым препятствием на пути мощной техники, не давая возможности перебросить на буровую необходимый инструмент и материалы. Долго и трудно решался вопрос с обеспечением установки водой. И всё же 10 сентября бурение первой эксплуатационной скважины началось.
17 ноября 1971 года вахта бурильщика Ахмеда Валеева завершила проходку скважины № 52, и на следующий день буровой мастер Василий Кочерга со своей бригадой приступили к её испытанию. Вот как описал это событие летописец хроники нефтегазового освоения Альфред Гольд в своём радиорепортаже, который журналист вёл непосредственно с места событий:
«Над тундрой сгустились сумерки. Можно сказать, настоящая ночь. Вот только небольшой полукруг, освещённый огнями буровой вышки, обозначен в чёрной непроглядной тундре. Через несколько минут на ямальской земле вспыхнет первый факел, который оповестит о готовности к работе первой промысловой скважины. На собрании буровиков решили оказать эту честь молодому помбуру Николаю Еделькину.
Буровая живёт, она дышит, поднимается пар над землёй. Это заглушки отогревали паром. Погода с утра была, как говорят, «нелётная». Шёл снег. Дул ветер. К вечеру метель усилилась. И вот сейчас снегопада нет, но ветер раздувает клубы пара и искры костра, что создаёт впечатление чего-то необычного, тожественного и немного тревожного.
21 час 40 минут – открыли задвижку. Сейчас должен пойти газ по трубе. Все один за одним потянулись к концу шлейфа и слушают, как идёт газ. Сначала с водой, но всё больше и больше этот гул набирает силу. Вот он прекрасный голос новорождённого! Он поёт. Да, это, действительно, песня.
Вот она, новая песня ямальской земли. Не протяжная заунывная песня в тундре заблудившегося каюра, нет, эта песня ямальской земли – неудержимая, мощная, как сама наша жизнь. Газ крупнейшего месторождения в мире вырывается в воздух, он гудит и гул его сотрясает землю. Вот это сила! Всё кругом на сотни метров озарено заревом бушующего пламени. Даже трудно поверить, что всё это сделали простые люди своими рабочими руками. И сколько ещё предстоит им сделать на этой земле, сколько ещё они зажгут факелов на скважинах месторождений, каждый из которых станет символом победы!»
Фото из архива ССОиСМИ и геологического отдела МГПУ