В копилке Руслана Хасбутдинова четыре рацпредложения, внедрённых в производство, и один патент. Много это или мало? Вопрос относительный. Для заместителя начальника службы разработки месторождений и геолого-разведочных работ ИТЦ это явно не предел. Он находится в постоянном поиске решений по модернизации оборудования.
– Хорошей школой для меня стало Медвежье месторождение, – поделился секретом новатор. – Оборудование там “возрастное”, его можно бесконечно модернизировать. У меня были замечательные наставники, они и привили интерес к технологическому творчеству.
Секрет появления рацпредложения не имеет определённого рецепта. Хотя разработка решения, связанного с улучшением рабочих процессов, и стала для многих рационализаторов шаблоном. В большинстве случаев одной только идеи недостаточно, для её воплощения на практике требуются доскональное знание технологического оборудования, понимание всех тонкостей производства и точные расчёты. Как правило, “рацухи” разрабатываются при участии коллег-единомышленников. А самый главный ингредиент – это он сам, рационализатор, как ни парадоксально это прозвучит.
– Очень многое зависит от характера человека, – пояснил собеседник. – Лично меня мотивирует любопытство, искреннее желание придумать оригинально решение в достаточно сложных технических вопросах. Реализация рацпредложения порой захватывает полностью, ответы и подсказки можно искать где угодно, вплоть до ракетостроения. Процесс этот постоянный, обдумываешь порой до глубокой ночи какие-то детали, заснуть не можешь. Рационализатор в первую очередь должен быть очень увлечённым человеком.
В это веришь, когда общаешься с новатором. Ему искренне интересно заниматься поисками и не просто придумывать ответы на свои вопросы, а ещё и подкреплять их точными расчётами, в которых помогают коллеги.
– Всё начинается с того, что появляется желание изменить методику, схему или конструкцию, – поделился секретом Руслан Хасбутдинов. – О рацпредложении в такой момент даже не думаешь. Уже потом возникает идея. Их может быть с десяток, и ни одна не будет иметь верного направления, такое тоже бывает.
Но для нашего героя найти решение нужно в любом случае, особенно если это жизненно важно для производства. Так было на Бованенковском месторождении, когда он вместе с коллегами искал способ мониторинга процессов коррозии металла. Ведь раньше с таким явлением на производстве просто не сталкивались. В этом случае Руслану Хасбутдинову приходят на помощь единомышленники. Поиски совместного решения оказываются, как правило результативными: здесь пословица «один ум – хорошо, а два – лучше» полностью себя оправдывает.
Фото Дмитрия Эрнста