Рустам Билалов много времени проводит наедине с природой и старается быть с ней в ладу. Увлечён развитием охотничьего собаководства и зверовой охотой. К пристрастиям подходит основательно – совершенствует знания, подготовку и навыки. В своём YouTube-канале «Дикая тропа» автор рассказывает о западносибирских лайках, работе с ними и энтузиастах, чей вклад в развитие породы очень ценен. Мечтает об объединении заводчиков-охотников для сохранения рабочих качеств и экстерьера охотничьих пород четвероногих:
Место силы. Обретение гармонии в природе и её тайнах. Своё духовное умиротворение и восстановление я всегда нахожу в лесу. Потихоньку начал увлекаться рыбалкой, потом охотой. Со временем это стало перерастать в мудрость: когда понимаешь лес, знаешь как там всё устроено, в каком состоянии сейчас пребывают животные и где их лучше искать, с учётом отведённых квот в регулировании численности охотничьих ресурсов. Правильно подойти к зверю – это целое мастерство. Особенно волнителен момент, когда задерживаешь дыхание и делаешь единственный выстрел.
А ночью, сидя у костра, смотришь, как искры поднимаются к звёздному небу, чувствуешь прохладу предрассветного тумана и восхищаешься первым лучом солнца, который окрашивает верхушки деревьев в золотистый цвет. Наверное, это и есть единение с природой, диалог с ней.
Свои знания охотно передаю сыну Дамиру, который всегда с трепетом ждёт очередного выезда в дикую тайгу Республики Коми. Задача истинных охотников – научить подрастающее поколение уважать и ценить величие природы.
Другой мир. Искусство равного соперничества со зверем. Охота – это целая философия. Не каждый может назвать себя мудрым охотником, но, уверен, каждый должен к этому стремиться. Я много читал, просил советов у профессионалов, шаг за шагом приобретал собственный опыт. Учился хорошо ориентироваться на местности, быть готовым к любым условиям, изучал повадки того или иного зверя, законы и сроки охоты.
Старался читать следы зверей как книгу: отметина, сломанная ветка, шерсть, зацепившаяся за кустарник, – все эти знаки рассказывают свои истории, дают возможность заранее рассчитать направление движения и предугадать поведение животного.
Никогда не приветствовал охоту на зверя капканами, петлями или с лабазов – когда поджидают в местах выхода на жировку или переходах. Также не приемлю загонную охоту. Настоящая для меня та, где у охотника и зверя равные шансы. С таким подходом становится значимой каждая мелочь, совершенствуется, обостряется осторожность, выделяется адреналин и воспитывается хладнокровие. Именно в эти моменты понимаешь, в насколько тесном контакте ты работаешь с собакой, с помощью которой можно добыть или проводить взглядом уходящего зверя, оказавшегося хитрее.
Моя стая. Путь к сердцу идеального партнёра по охоте. Глубже погружаясь в процесс зверовой охоты пришёл к мысли, что в тайге без четвероногого помощника никуда. Помимо того, что собака обладает отменным чутьём, слухом, острым зрением и ловкостью, она вынослива и способна долгое время преследовать зверя. Так ещё и в сложной ситуации всегда сможет защитить хозяина в случае оплошности, опасности. Мечта о таком компаньоне у меня была с детства, и я остановил свой выбор на западносибирской лайке.
К воспитанию собак подхожу очень серьёзно. В этом процессе нет главного и второстепенного, здесь важно всё. Питание, наработка физической формы и, несомненно, полный контакт с хозяином, даже если между вами десятки километров. Всё это – упорный труд, повседневные моменты жизни моей стаи, в которой я – главный. Моя задача – дать должное внимание, уход, любовь, понимание и помощь.
Племенная работа. Стремление к охотничьему совершенству и достойному наследию. Заводчик обязан сохранять и развивать породу. Я считаю, что лайка – национальное достояние России. Мои собаки с прозрачной родословной, зарегистрированы в Росохотрыболовсоюзе и Всероссийской племенной книге охотничьих собак, где можно узнать о титулах четвероногих. Первая – западносибирская лайка Альта, имеет дипломы по вольному лосю, подсадному кабану и медведю. Кобель Кадыр-Илай тоже может похвастаться дипломами третьих степеней по вольному лосю и боровой дичи, а этим летом мой пушистый компаньон стал лучшим в средней возрастной группе на XXIII Коми региональной выставке охотничьих собак.
Буду и дальше совершенствовать их рабочие качества, участвовать в различных мероприятиях, посвящённых развитию охотничьего собаководства нашей страны. В лесу всегда анализирую работу четвероногих и уверен, что свой охотничий азарт они подстраивают под мои потребности в добыче. А их неудачи прежде всего связываю со своими ошибками в воспитании. Ведь, «что посеешь, то и пожнёшь»!
Табу. Этика охоты и ответственность перед дикой природой. Этика охотника – это закон совести, чести и нравственности в лесу. Нужно понимать, что это прежде всего регулирование численности зверя, а не инструмент для убийства, как считают многие.
Необходимо соблюдать правила уважения к зверю: охотиться в отведённые для этого сроки, не оставлять подранков, не лишать жизни кормящую самку или её детёнышей. Неэтично охотиться на животных, когда они наиболее уязвимы (пожары, голод, наводнения, несчастные случаи). Следует помогать зверю, попавшему в беду.
Недопустимо охотиться около единственного для них источника еды или воды, стрелять по сидящей или плавающей дичи, ведь это нарушает принцип честного противостояния.
Видеоканал «Дикая тропа». Вдохновлённый глубиной связи человека с животным миром. В своём YouTube-канале «Дикая тропа» об охоте, рыбалке и туризме я популяризирую охотничье собаководство, рассказываю об энтузиастах, близких мне по духу и мышлению людях, чей вклад в развитие западносибирской лайки невероятно важен и нужен. Стараюсь поделиться опытом и показать самые захватывающие моменты своих путешествий, когда цивилизация забыта и ощущается единение с природой – начинаешь видеть и чувствовать то, чего раньше не замечал: трели птиц, шорох листвы под лёгким ветерком, плеск воды…
Фото из архива Рустами Билалова