Один день может стать завершением прежней и началом новой, яркой страницы жизни, которая даст отсчёт всем значимым для нас событиям. Такой день есть и у надымских газодобытчиков – 17 ноября 1969 года. Почему же его отголоски играют важную роль и сегодня?
Сегодня Россия является крупнейшим в мире производителем и экспортёром природного газа. В этом не только гарантия энергетической безопасности страны, но и возможность успешно отстаивать свои геополитические интересы, укреплять экономику государства. Однако в 60-е годы картина была иной: страна подходила к опасной черте хозяйственного кризиса, остановить который мог только мощнейший экономический прорыв. Такую возможность увидели тогда в исследовании и освоении углеводородных запасов Западной Сибири.
Многолетние поиски увенчались победой, и благодаря энтузиазму тысяч и тысяч первопроходцев суровый северный край начал «отзываться» газовыми фонтанами.
В 1967 году энергетический баланс страны значительно окреп за счёт разведанных запасов месторождения «Медвежье». Открыла его буровая бригада мастера Васиченко из Надымской нефтеразведочной экспедиции.
Сразу же в след за сообщением о полуторатриллионных запасах Медвежьего родилось и правительственное решение – «брать немедленно, в предельно сжатые сроки»!
«Освоить богатые тюменские месторождения будет так же сложно, как и космос. Здесь всё уникально, всё огромно – запасы газа, расстояния и объёмы перекачки, диаметр трубопроводов и мощность компрессоров», – так оценил ситуацию бывший в то время руководителем Сибирского отделения Академии наук СССР академик М. А. Лаврентьев.
Именно 17 ноября 1969 года исследованное месторождение Медвежье было передано геологами в эксплуатацию. Из приказа по «Главтюменьгеологии» и управлению «Тюменьгазпром»: «Управляющему трестом «Ямалнефтегазразведка» В.Т. Подшебякину передать, а геологической службе «Тюменьгазпром» принять для промышленного освоения сеноманскую залежь Медвежьего газового месторождения и баланс заказов по нему» (подписали: Ю. Эрвье, Е. Алтунин)
Медвежье – это первый отечественный газовый гигант, который газовикам предстояло вводить в эксплуатацию. Огромные запасы месторождения позволяли планировать добычу в объёме до 65 миллиардов кубометров газа в год.
Однако располагалось Медвежье на Крайнем Севере, а к началу 70-х «Газпром» практически не имел полярного опыта освоения, да и на мировом уровне такое крупномасштабное «углеводородное наступление» было сенсационным.
Обустройство и освоение вышеупомянутого «космоса» в виде такого уникального по своей структуре месторождения, как Медвежье, легло на плечи надымских газовиков и явилось началом становления легендарного коллектива «Надымгазпром». Спустя годы его первый директор Владислав Стрижов напишет в своих воспоминаниях:
«Представим на минуту (сейчас это не страшно!), что наступление на Медвежье захлебнулось, был бы у страны такой же резерв, которым можно было бы компенсировать недостачу газа в общегосударственном балансе? Не было такого резерва… Не справься мы с этим непонятым северным феноменом – сразу бы под вопрос ставилась долговременная программа освоения газовых месторождений Севера».
К 1970 году, когда все «головные боли», связанные с освоением нового месторождения, ещё только начинались, правительство уже определило первые сроки: подать газ с Медвежьего во втором квартале 1972-го. И благодаря целеустремлённости надымгазпромовцев уже в мае 1972 года города и промышленные предприятия страны начали получать первые миллионы кубометров северного газа.