Десятки газовых и газоконденсатных залежей открыты благодаря геологам. В «Газпром добыча Надым» трудится более сотни специалистов по анатомии Земли. Разработка месторождений и геологоразведка, добыча газа и весь спектр исследовательских работ на фонде скважин, лицензирование и недропользование – не полный перечень направлений их деятельности.
Ресурсная база нашей компании – одна из лучших в Газпроме. Сегодня предприятие владеет 11 лицензионными участками. Двигаясь на север, надымские газовики расширяют свою зону ответственности. На протяжении многих лет прирост запасов газа превышает объёмы его добычи.
– Бованенково – наше всё. Месторождение эксплуатируется уже 12 лет, а мы до сих пор открываем новые залежи в нижележащих неокомских отложениях. Мы подтвердили продуктивность юрских отложений на Ямале и поставили их на баланс в государственную комиссию по запасам полезных ископаемых. На основании всех геологоразведочных работ увеличена площадь осваиваемых территорий. Таким образом, «Газпром добыча Надым» обеспечен прирост запасов углеводородов, – поделился Родион Соколовский, начальник геологического отдела.
Ямало-Ненецкий автономный округ с точки зрения геологии изучен неравномерно. Безусловно, территории, на которых компания ведёт свою производственную деятельность, хорошо освоены. По их данным созданы трёхмерные модели, пробурено достаточно скважин. Но стоит немного отойти в сторону, сведений становится гораздо меньше. К примеру, новые лицензионные участки – Восточно-Бованенковское и Восточно-Харасавэйское – как чистый лист, и здесь специалисты заново «стреляют» сейсмику и планируют бурение.
Сегодня эта профессия уже не окутана ореолом романтики, да и образ её представителя давно изменился. Это уже не тот бородатый исследователь в болотных сапогах и штормовке, что ходит по полям с молотком в руках и рюкзаком за плечами. «У нас дресс-код, – шутят надымские знатоки недр, – мы костюмы носим». Но, как и полвека назад, эти люди остаются такими же одержимыми в любви к природе и к преодолению трудностей.
– Суровая северная романтика быстро разбивается о реалии. Ушли те времена, когда мы ходили в длительные маршруты, когда полевой сезон был только летним, а съёмка только поверхностной. Наука продвинулась далеко вперёд. Теперь «взглянуть» в глубь Земли способны сложные приборы. Современные технологии значительно облегчили все остальные составляющие разведки: GPS/ГЛОНАСС-навигаторы, квадракоптеры, фотоаппараты и спутниковые телефоны применяются повсеместно и ощутимо ускоряют работу, – продолжил Родион Анатольевич. – Тем не менее никто не отменял лабораторные исследования, отбор проб, работу с керном и многое другое. Именно на промыслах трудятся те, кого такая романтика ещё не утомила.
Деятельность этой службы многообразна. Геология для всех одна, но у каждого она своя. Специалисты никогда не конкурируют друг с другом в работе, поскольку каждый отвечает за свой круг задач. Люди опытные, прошедшие богатую научную и производственную школу, они мыслят другими понятиями – дальше и глубже, могут подобрать ключи к богатствам месторождений. Поэтому и привлекает их всё неизведанное, а интереснее там, где сложнее.
– Наша задача – изучить Землю. И не просто так, а с пользой. Каждое открытое месторождение – знаменательное событие – добавляет в копилку государства дивиденды. А мы чувствуем себя настоящими первооткрывателями. Приятно, когда результаты труда приносят реальные плоды. Наша компания добывает 20 % газа России, а обеспеченность его запасами – на сто лет вперёд. И в этом, я считаю, заслуга и наших геологов.
Фото Дмитрия Эрнста