Почти 35 лет работы, два уникальных месторождения. Трудовой биографии Виталия Козина, главного геолога Ямальского газопромыслового управления, можно восхищаться и по-хорошему завидовать. Начинал на старейшине компании, а потом буквально помог сделать первые шаги и уверенно рычать ямальскому исполину. Но сам, несмотря на опыт, всегда продолжал чувствовать себя (пацаном) мальчишкой.
Выбор был, да и круг интересов присутствовал разнообразный. Но, когда с детства слышишь про скважины, «шлейфа», про то, что где-то «загидратило и разгидратило», про темпы разработки и уровни добычи… Правильно – идёшь по примеру. Так получилось и с Виталием Николаевичем.
– Отец привёз нас в Надым в 77-м году, я тогда учился в четвёртом классе. Родители работали на Медвежьем, и в гостях у нас собирались люди с промыслов. Когда растёшь в городе газовиков и строителей, постепенно начинаешь вникать, что там за тема такая, – вспомнил собеседник. – А в старших классах уже совсем проникся, да так, что отправился получать профессию в Тюменский индустриальный институт имени Ленинского комсомола.
В вузе Козин изучал технологию и комплексную механизацию разработки нефтяных и газовых месторождений, специальность включала курсы исторической и промысловой геологии. В Надым он вернулся дипломированным горным инженером и в январе 1990 года приступил к трудовой вахте на Медвежьем.
– Леонид Семёнович Чугунов подписал моё заявление на оператора по добыче третьего разряда. Хотя у меня было высшее образование, сначала нужно было познать пульт, технологические процессы, обслуживание скважин, ремонты в тундре и прочие производственные аспекты. Думаю, это хорошая практика. Начинал я на промысле № 5, потом перешёл на шестой. С «Медвежкой» меня связывают больше 15 замечательных лет.
В начале нулевых надымским газовикам предстояло выполнить поручение Газпрома и реализовать программу по уточнению добычных возможностей Бованенково, а также провести необходимые инженерные изыскания. Ответственному управлению в группу геологического обеспечения требовался человек, хорошо знакомый с исследованиями скважин. Выбор пал на мастера по добыче Козина, который не смог отказаться от такого грандиозного шанса.
– Уходить с «Медвежки» было грустно, меня провожали всем промыслом. В Ямальском ГПУ ждала новая интересная работа. На Медвежьем всё было отлажено на отлично. На Бованенково – вообще ничего, просто непаханое поле. Не смущали полевые условия и другие трудности – тут сработали, в хорошем смысле, амбиции, возможность реализовать себя в чём-то новом и масштабном.
Бочки, вагон-дома и командировки, как полноценная вахта, по тридцать дней. Задача – освоить месторождение с другими характеристиками, попробовать на практике другую эксплуатацию. В графике у начинающих «бованенковцев» было 44 скважины. По каждой требовалось определить полный набор данных: цикл по ремонту, расконсервацию, определение притока и добычных параметров.
– Молодые операторы смотрели на нас как на руководителей. А я, даже имея стаж почти 20 лет, в душе чувствовал себя таким же пацаном! Я впервые участвовал в мегапроекте. Вместе мы методом проб и ошибок писали уже следующую страницу газовой отрасли. Впервые такой опыт, впервые ввод в эксплуатацию – когда Бованенково запустили, чувства просто переполняли.
Это состояние души осталось с ним до сих пор. Сегодня он с огромным любопытством наблюдает за новыми начинаниями в нефтегазе. Хотя Виталий Николаевич сам повлиял на становление многих коллег, продолжает следовать истине пословицы «Век живи – век учись».
Почти 35 лет в компании, целая команда следующих поколений газовиков, беспрецедентный газовый проект, ставший реальностью – теперь можно отдохнуть. В апреле Виталий Козин отправляется на заслуженную пенсию.
– Чувствую какую-то завершённость задачи. Прежде всего буду скучать по единомышленникам, по нашему своеобразному братству. Потому что кроме месторождений у нас есть ещё и люди. И как наши месторождения уникальны, уникальны и наши люди.
С компанией он не прощается и обещает приезжать в гости из Северной столицы. Там будущего пенсионера ждут взрослые сын и дочь. А Виталий Николаевич рассчитывает, что скоро у него появится новый мегапроект – воспитание внуков. Он собирается быть бодрым дедушкой и точно справится с этой задачей.
Фото Александра Мурчича и из архива Ямальского газопромыслового управления