Хадко, Майне и Илко – несколько лет эти величественные исполины встречают жителей и гостей на въезде в Надым. Семья мамонтов, пожалуй, самый известный арт-объект нашего города. Вскоре здесь поселились и другие арктические обитатели – моржи и белые медведи. До них территорию одного из подразделений «Газпром добыча Надым» украшали Железный человек, Эйфелева башня и избушка на курьих ножках. Автора этих проектов в узких кругах знают хорошо. Сказочные миры создаёт для горожан кузнец Управления аварийно-восстановительных работ (УАВР) Ралиф Сафудинов. Многие его неординарные творения стали визитной карточкой Надыма и Пангод.
В цехе УАВР практически всегда пустынно, слышен лишь мерный звук ударов кувалды и жаркое дыхание печи. Её огненная пасть ежедневно превращает холодное бездушное железо в нечто полезное и даже прекрасное. Словно здесь, в мастерской, происходит некое таинство. Металла, человека, огня.
– Этого материала я никогда не боялся. Наоборот, всегда привлекал меня. Он может быть таким разным: мягким и твёрдым, хрупким и крепким. С характером. Мне кажется, в какой-то степени и я похож на него, – поделился Ралиф Сафудинов. – Кузнец должен чувствовать его железную «душу». У меня глаз намётан: ощущает и температуру стали, и её пластичность.
Их крепкая дружба длится почти 20 лет. Срок немаленький! Ралиф пробовал себя стропальщиком, слесарем механосборочных работ, тросоплётчиком. Но этот этап жизненного пути давно в прошлом. А в настоящем остаётся одно – союз с неуступчивым материалом. Каждый день ему нужно изготавливать детали для различного оборудования.
– К примеру, приносит мне токарь болванку, а деталь должна быть в два раза меньше. Чтобы большая её часть не пошла в мусор, разогреваю и довожу до определённого размера, – рассказал кузнец. – В работе нужно строго соответствовать чертежу. А также соблюдать правила размерности изделий и заготовок, тепловой режим, режим ковки.
Современные укротители железа совсем не былинного вида, хоть и пропускают через свои руки тонны металла. Одни клещи с накалённой заготовкой весят около 15 килограммов!
– В этом деле не сила нужна, а техника. Ведь огромные кувалды, как раньше, нам поднимать уже не надо. Сейчас многие инструменты заменяют пневматические прессы. Но ручная работа всё равно остаётся – все изюминки делаешь вручную. Так что и физическое здоровье должно быть, и творческий взгляд, – отметил собеседник.
Идеи у Ралифа Сафудинова рождаются моментально и тут же воплощаются в жизнь. Эскизы из головы мастер сначала переносит на бумагу, а потом исполняет в металле. За годы работы он наковал целое наследие – коллекция работ давно перешагнула за сотню. Цветы, картины, лавочки… Самым большим проектом в его жизни стало семейство мамонтов. Над таким монументальным объектом кузнец работал впервые. Доисторический мир, который когда-то был реальным, как по мановению волшебной палочки замер, окаменел. Уголки, трубы, швеллеры, косынки – так называемый производственный мусор превратился в шедевр.
– Это была самая объёмная и тяжёлая работа. Только глава семейства получился более 4 метров в высоту и весом 7 тонн. Появление скульптуры – заслуга всего коллектива Управления аварийно-восстановительных работ. Создавать её мне помогали сварщики, каменщики и слесари, – подчеркнул умелец. – Огромная благодарность руководителям филиала за то, что раскрывают в людях творческий потенциал и дают развиваться.
Наш коллега словно колдует над изделиями, добавляя в них свои секретные ингредиенты. Сталь – дело мужское, её с ходу не возьмёшь. Ошибок не прощает.
– Металл любит уважительное отношение к себе. В работе с ним не должно быть спешки, неаккуратности. Сначала он тебя предупредит, а потом и наказать может – прилетят окалины, – предупреждает Ралиф. – И в итоге выдаст не то, что ждёшь от него. Поэтому любая работа должна быть выполнена с любовью.
Их тандем закалил обоих. Они боролись друг с другом, мирились и в итоге обрели силу. Совсем скоро выдающийся мастер собирается на заслуженный отдых. Но магию кузнечного искусства бросать не собирается. Творить он продолжит уже в другом городе. Но в Надыме, где прожил 30 лет, навсегда останется частичка его волшебного мира.
Фото Александра Мурчича