Владимира Медко северяне знают как человека слова и дела. По делам и почёт. Почти 30 лет он посвятил Медвежьему, многое сделал для развития посёлка газовиков Пангоды, оставил заметный след в экономической и общественно-политической жизни региона. Как складывалась судьба Владимира Васильевича? Случайно ли он попал на Север? Обо всём по порядку.
Как и многие мальчишки своего поколения, Володя мечтал быть военным лётчиком, и после восьмого класса поехал поступать в Волгоградское авиационное училище. Но туда принимали только со средним образованием. Тогда он выбрал техникум газовой и нефтяной промышленности. Там ведь тоже изучают турбины, только газовые! А всё, связанное с турбинами, несостоявшегося лётчика завораживало… Ещё во время учёбы Медко узнал от куратора группы о месторождении Медвежьем. Со всей страны Вере Ивановне Селивановой прилетали письма от выпускников, самые интересные были с Севера.
– Я твёрдо решил: поеду на Медвежье! Но в те годы молодых специалистов направляли на работу по распределению. Меня ждал Оренбург, – вспоминал Владимир Васильевич. – Пришлось обращаться в Министерство газовой промышленности. Две недели я там пороги обивал, настоял на своём и получил заветное направление в «Надымгазпром».
На Север Владимир Медко приехал в январе 1981 года. Пангоды встретили его лютым морозом. Жилья нет, но надо было как-то обустраиваться. Повезло, выделили по тем временам завидную жилплощадь – «балок-бочку». Супруга приехала в мае и… заплакала. Но отступать – не выбор. Они решили, что преодолеют все трудности. Друзья подарили кастрюлю, по три ложки и вилки, нож и кружку. Целое богатство!
Да, жили тогда сложно. Пангоды восьмидесятых – это вагон-городок в глуши. Дорог нет.Летом мамочки коляски по песку таскали. А зимой из развлечений был клуб. Правда танцевали там в унтах и шубах, в зале было минус 15, а за окном все 45 мороза. Но никто не жаловался. Все были молоды и полны энтузиазма.
Трудовой путь на Медвежьем Медко начинал машинистом технологических компрессоров. Принимал участие в пуске и наладке турбоагрегатов ДКС. А параллельно заочно учился в Тюменском индустриальном институте.
– Это счастье, что мне довелось работать под началом сильных и талантливых учителей! Владислав Стрижов, Валерий Ремизов – светлая им память. Леонид Чугунов, Александр Ананенков, Зульфар Салихов, Анатолий Рябчуков, Дмитрий Дашков и многие другие, – отметил наш герой. – Пройдя такую серьёзную школу, я многому научился. Прежде всего, дисциплине, самоотверженности и верности своему делу.
Дельного специалиста заметили. Началось движение в карьере: Медко стал председателем профкома Медвежинского ГПУ. В 1993 году – начальником ГП-3. Тогда же прошёл стажировку в Германии, а затем в США, далее была переподготовка в учебном центре «Газпрома» по программе «Управление персоналом».
В 1997 году Владимир Васильевич возглавил Медвежинское ГПУ. Руководил строго и справедливо. Спрашивал прежде всего с себя, работал на пределе сил, чего ждал от всех. Решая производственные задачи, не забывал о социальных проблемах газовиков и пангодинцев. При Медко были завершены все незаконченные объекты строительства. Первым стал крытый ледовый корт. Когда расставляли приоритеты между вводом административного здания МГПУ и медкомплекса, он выбрал последний. А ещё в Пангодах появились коттеджи и асфальтированные дороги, сквер имени Валерия Ремизова. Тогда же утвердили проект реконструкции Медвежьего.
– Пока я за него бился, пришлось по три раза все департаменты обойти. Мне пытались внушить, что оставшиеся в пластах 400 миллиардов кубометров газа – это не масштаб. А это, на минуточку, ресурс такого месторождения, как Ямсовейское, – поделился Владимир Васильевич. – Доказали. И на заседании Правления «Газпрома» отметили, что первый этап реконструкции Медвежьего – единственный на то время проект, по которому грамотно проведены все процедуры согласования.
Медко во всём искал и находил рациональный подход. На его счету девять патентов на изобретения и 15 рацпредложений. Он – кандидат технических наук, заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности, лауреат Всероссийского конкурса «Инженер года», имеет множество наград, благодарностей и почётных грамот. При этом всегда отстаивал свою точку зрения и следовал принципу: «Делай добро и бросай его в воду». Наш герой всю жизнь честно трудился и ничего не требовал взамен.
В 2008 году бразды правления Медвежинским газопромысловым управлением своему преемнику Игорю Мельникову Медко передал со спокойным сердцем. Ведь ему удалось создать настоящую, сплочённую команду профессионалов, которой многое по плечу.
– Помню случай, когда мы встретились с Зульфаром Салиховым, тогда главным инженером «Ямбурггаздобычи». И он говорит: «Хочу привезти своих на «Медвежку», чтобы они посмотрели, как надо работать». Это было как бальзам на сердце, – рассказал Владимир Медко. – У нас, первопроходцев, с годами выработался общий подход верного отношения к работе. Мы должны быть примером.
Отдельная строка в биографии Владимира Васильевича – депутатская деятельность. Впервые в Госдуму ЯНАО он был избран в марте 2000 года – вошёл в состав комитета по природопользованию и экономическому развитию региона. Через пять лет стал председателем комитета по природопользованию, промышленности, транспорту и связи. Вновь послужить Ямалу, сменив на этом же посту в окружном Заксобрании Сергея Меньшикова, ему довелось в 2014.м. Газодобытчикам было важно, чтобы их интересы представлял свой человек.
Даже когда старожил Медвежьего переехал в Москву, он стремился быть полезным родному предприятию. Выбор он сделал в пользу науки. В проектном институте «ВНИИГАЗ» ему доверили заниматься месторождениями полуострова Ямал. Именно Медко стал руководителем проектов разработки Харасавэя, Бованенково и Крузенштерна – стратегических целей надымских газовиков.
– Говоря о «Газпром добыча Надым», надо отдать должное второму генеральному директору компании Валерию Ремизову, – подчеркнул Владимир Васильевич. – Талантом, волей он «вырвал» лицензии на разработку ямальских газовых кладовых, обеспечив будущее коллектива на несколько десятков лет вперёд. Работы всем хватит. Мы воспитали прекрасную смену, которая придёт осваивать эти месторождения.
И сегодня Медко «болеет» за Медвежье. Его эксплуатация пока рассчитана на несколько десятилетий вперёд и связана с разработкой сеноманской залежи, нижележащих горизонтов и с перспективами освоения надсеноманских отложений (сенона). За всеми проектами, реализация которых продляет жизнь месторождения-первенца, наш герой авторитетно следит. По его мнению, «Медвежка» своё последнее слово ещё не сказала.
– В год 50.летия пуска медвежинского газа я желаю родному для меня филиалу и всему предприятию процветания и безаварийной работы, – подытожил Владимир Васильевич. – Меня переполняют гордость и радость, что мне довелось работать в прекрасном коллективе-победителе. Время на ямальской земле я вспоминаю как самое счастливое в жизни.
Владимир Медко – первый житель посёлка Пангоды, кому было присвоено звание «Почётный гражданин муниципального образования». Удостоверение № 1 ему вручили на торжественном собрании, посвящённом Дню работников нефтяной и газовой промышленности в 2007 году. Причиной получения почётного статуса стал весомый вклад в социальное и экономическое развитие Пангод, где Медко жил на совесть и работал с полной отдачей.
Фото из архива ССОиСМИ