В 1973 году надымскими газодобытчиками была принята в эксплуатацию вторая по счёту промысловая установка на Медвежьем. Именовалась она УКПГ-3 или «француженка». И это была отличная от предыдущих установка. Однако, обо всём по порядку.
По проекту на месторождении предполагалось смонтировать десять установок, вот только времени на это отпускалось крайне мало: Медвежье должно было заработать в полную силу через пять лет – таково было решение правительства. И если первую установку собирали, что называется, с колёс и авральным способом, как утверждают участники тех событий, то повторить данный опыт на последующих УКПГ означало бы разориться и поставить под сомнение выгодность полярной затеи в целом. Чтобы ускорить процесс, Мингазпром принял решение заключить контракт на изготовление и поставку пяти комплексных установок подготовки газа с французской фирмой «Крезо-Луар Энтерпрайз». Таким образом, французское оборудование, упакованное в лучших традициях западного рынка, начало поступать в Пангоды.
Именно своим происхождением «француженка» ставила перед газодобытчиками новую и сложнейшую задачу детального изучения её «начинки», дабы, как писал публицист Альфред Гольд, не упасть лицом в грязь, когда придёт время становиться за пульт управления. Технологически импортные установки отличались тем, что для осушки газа в них предусматривался твёрдый сорбент – силикагель. И это было важнейшим нюансом. На УКПГ-2 осушка была запроектирована жидким сорбентом с использованием диэтиленгликоля на базе отечественного оборудования.
«В то время ни учёные, ни производственники ещё не выяснили окончательно, какой же из двух методов подготовки газа является оптимальным для месторождений Западной Сибири. Чтобы понять это, предстояло провести эксперимент на первом крупном месторождении.» (Из воспоминаний Виктора Туголукова, главного геолога – первого заместителя генерального директора ПО «Надымгазпром» с 1974 по 1998 годы)
Параллельно с вводом УКПГ-3 пришлось решать и проблему подготовки кадров. Операторы, привыкшие к отечественным установкам, здесь столкнулись с иной схемой контроля и управления. На них ложилась повышенная ответственность, ведь контракт с французами предусматривал высокий уровень техподготовки персонала. Ошибок нельзя было допустить, иначе фирма могла снять гарантии на безаварийную работу установки. Выход нашёлся: на должность операторов и сменных инженеров поставили молодых дипломированных инженеров, прибывших из Москвы по распределению. Слесари КИПиА тоже были из их числа. Начальником установки назначили выпускника вуза Рафаэля Мусина.
«Это напоминало «курс молодого бойца», но никто не роптал. Понимали: необходимо!» – описывает период ввода в эксплуатацию УКПГ-3 Альфред Гольд в своей книге «Медвежье: имена и судьбы».
Несмотря на скупость инструкций, предоставленных французами, молодёжь очень быстро освоила установку. Причём на отдельные виды оборудования, как, например, на печи «Борн», инструкции и вовсе отсутствовали. Поэтому всякого рода неприятностей при вводе хватало. Но главное, в этой «инженерной лаборатории» получил профессиональную закалку весь основной технический персонал, который составил костяк командных постов на остальных четырёх установках. Одним из таких специалистов был Валерий Ремизов – преемник Стрижова на посту генерального директора ПО «Надымгазпром» (с 1986 по 1993 годы), а позже – заместитель председателя Правления «Газпрома».
На УКПГ-3 рождались новаторские идеи, которые дали возможность в ближайшие два-три года удвоить мощность установки. Здесь же была доказана и предпочтительность применения жидкого сорбента в условиях высоких широт и подтверждена последующими годами эксплуатации надёжность отечественного оборудования. После ввода УКПГ-3 установки на Медвежьем стали «выпекать» как блины: по одной, а потом и по две за год. Обустройство Медвежьего набирало обороты…
В этом году третий газовый промысел Медвежинского ГПУ отмечает 45-летний юбилей. Своим усердным трудом коллектив ГП-3 укрепляет авторитет промысла, добытый их предшественниками в честном «бою» за первые кубометры ямальского газа.
Благодарим специалиста ССОиСМИ Ирину Гопко за помощь в подготовке материала.