Сегодня во всём мире отмечают Международный день коренных народов. Этот праздник призван обратить внимание на самобытность и традиции этносов нашей страны. «Газпром добыча Надым» ведёт свою производственную деятельность в согласии с представителями уникальной культуры. Надымские газовики с уважением относятся к ценностям и наследию тех, кто проживает на ямальской земле многие века. В архивах мы нашли интересный материал, который был опубликован в газете «Газовик» несколько лет назад. Текст подготовила наша коллега Татьяна Воронцова, прочитав его, вы можете узнать больше о культуре хозяев тундры.
Ненцы – один из самых крупных самодийских народов, проживающих на Ямале. Название ненэць – «человек», ненэй ненэць` – «настоящий человек» было введено в официальное употребление в 1930 году. В прошлом русские называли ненцев самоедами. Это название предположительно произошло от саамского «самае-едне» (земля саамов), поскольку территория расселения ненцев в далёком прошлом была областью распространения саамов. Ненецкая письменность создана в 1932 году на основе латинской графики. С 1937 года – на русском алфавите.
По хозяйственно-культурному типу жизни ненцы делятся на три группы. Первую и основную (90 %) составляют тундровые ненцы, главное занятие которых оленеводство продуктивного направления. Они освоили самые северные районы. Вторая группа – лесные ненцы – населяют таёжные части Обско-Енисейского водораздела, в основном по рекам Пур, Таз и Аган, занимаются транспортным оленеводством, охотой, рыболовством. Третья группа – колвинцы – образовалась на Европейском Севере в районе реки Колвы в XIX веке в результате браков мужчин-ненцев и женщин-коми.
Традиционное занятие ненцев – оленеводство. Национальные особенности этой отрасли: круглогодичный выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный (нартовый) способ езды на оленях. Для этого применяются легковые и грузовые нарты. Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские – ещё переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые – запрягают «веером» от трёх до семи оленей. В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргиш), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Каждый аргиш ведёт седок на легковой нарте, часто это бывают девочки-подростки, а рядом – мужчины на легковых упряжках гонят стадо. Олени питаются мхом (ягелем) и по мере истощения кормовых запасов оленеводам приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями. Наряду с тенденцией оседлости, многие ненцы продолжают сохранять кочевой образ жизни.
К условиям кочевья приспособлено разборное жилище – чум (мя’) – конусообразное сооружение, остов которого состоит из 25-30 жердей. Зимой чум укрывают в два слоя покрышками нюками из шкур оленя, летом – из специально выделанной бересты. В центре чума раньше разжигали костёр, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляют планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него – спальные места, против входа – предметы языческого культа, а сегодня нередко – иконы. При каждой перекочёвке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани.
Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума издавна занимаются женщины. Одежду и утварь богато украшают меховой мозаикой. Считается, что по орнаменту можно узнать многое: откуда человек, богат он или беден, какой масти у него олени, рукодельница ли жена.
Традиционная мужская одежда – это малица с капюшоном, сшитая из оленьих шкур мехом внутрь, штаны, сапоги-пимы из камуса мехом наружу и чулки мехом внутрь. Чтобы уберечь малицу от сырости и грязи, поверх неё надевают суконный чехол и подпоясываются сыромятным ремнём, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. В холодную погоду поверх малицы надевают совик (гусь) – одежду с капюшоном, по покрою сходную с малицей, но сшитую мехом наружу.
Женская одежда в отличие от мужской – распашная. В старину её делали из шкурок лесных зверей с опушкой по подолу из собачьего меха. Позднее – стали шить из оленьих шкур, с воротником из меха песца или рыжей лисицы. Полы одежды не запахивают, а завязывают ремешками из замши или тесёмками и украшают орнаментированными вставками белого и тёмного меха. К сумочке для швейных принадлежностей, скроенной из шкурок со лбов оленей и богато украшенной орнаментом, прикрепляют игольник и маленький мешочек для напёрстка. Тканые из цветных шерстяных нитей пояса дополняют круглые пряжки диаметром до 20 сантиметров.
У лесных ненцев нет праздничной одежды. Праздничной считается та, что поновее. Её хранят в нарте, а надевают, когда едут в гости, в посёлок и на праздник. Для работы используют старую одежду. Вот поэтому любая мастерица, шьющая одежду, старается сделать её нарядной, украсить орнаментом, бисером, цепочками.
Религиозные верования ненцев основывались на анимистических представлениях (Аnima – душа, отсюда – анимизм). Создателем всего живого на Земле, по представлениям ненцев, являлся Нум, обитающий на небе. Он управлял миром при помощи других божеств и духов. Злое начало отождествлялось с именем духа Нга – владыки подземного мира, куда после смерти отправлялись души умерших. Весь окружающий мир представлялся ненцам населённым духами. Своих хозяев-духов имели реки, озёра, явления природы. Духи были добрыми, помогавшие людям в делах, и злые, насылавшие на человека болезни и различные несчастья. Духам приносили в жертву оленей, делали подношения (кусочки сукна, монеты, табак и т.п.), чтобы духи даровали здоровье, удачу в оленеводстве и промысле. На священных местах, которыми могли быть камни, утёсы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Священным деревом считали лиственницу.
Материал подготовила Татьяна Воронцова
Фото из архива ССОиСМИ