В год 75-летия Великой Победы мы будем регулярно размещать на страницах сайта истории, присланные в редакцию работниками “Газпром добыча Надым”. Это истории о боевых и трудовых подвигах, которые совершили в годы войны родственники наших коллег. Ждём от вас письма и фотографии военных лет и представляем рассказ инженера Яны Сироты:
– Это рассказ о моём прадеде Степане Васильевиче Буцком. В сороковых он служил в Мелитопольском аэроклубе. Любил небо и учил молодёжь летать на самолете У-2, прозванном в народе “кукурузником”. Был у него друг Вася Христов, работавший там же механиком, он обеспечивал безопасность учебных полётов. Оба молодые, весёлые, совершенно непьющие друзья избегали шумных компаний и, как говорится, дружили семьями. Один был русским, другой – болгарином. Вот такая интернациональная дружба.
И было бы у них всё хорошо, но вдруг в мирную жизнь ворвалась страшная война с фашистской Германией. Было друзьям по 28 лет, и однажды они не вернулись с работы домой – ушли в действующую армию, но через несколько дней снова появились в Мелитополе. Верховный Главнокомандующий отдал приказ срочно подготовить как можно больше лётного состава. И друзей вернули в распоряжение аэроклуба. Днём и ночью Степан взлетал в небо с курсантами, обучая их мастерству и умению ориентироваться по местности, а Василий ремонтировал старенькие учебные самолёты.
С фронта шли тревожные сообщения, жестокий враг наступал, бои приближались к Мелитополю. Пришёл день, когда друзей призвали на фронт. Попали они в один лётный полк: Степан – лётчиком эскадрильи связи, а Василий его механиком. Прадед доставлял приказы командующего фронта, Штаба армии, перевозил в расположения полков командиров всех рангов. Его инструктировали – где враг, где стоят зенитные батареи. Стоило даже чуть-чуть ошибиться, и ты в зоне досягаемости вражеских орудий! Самолёт бы сбили, враг узнал о времени и направлении атаки наших войск! И наступление было бы сорвано. А это гибель солдат, поражение на целом участке фронта. Спокойствие, решительность, разумный риск командира обеспечивали успех всей эскадрильи, Степан не провалил ни одного задания. За время отечественной войны Буцкий произвёл 971 полет с налётом 1587 часов без единой аварии!
Друзья защищали родной Мелитополь, потом Крым. Но немцы наступали. Степан и Василий оказались вместе со своим полком в Новороссийске. Немало хлебнули горя, принимая участие в боях на Кавказе и обороне Сталинграда. Когда в войну на стороне фашистской Германии вступила Болгария, пришёл приказ болгар вывести из действующей армии. Степан воспользовался тем, что он был командиром эскадрильи связи, и во время одного из полётов в штаб вместе с генералом попросил его изменить в документах Василия Христова национальность. Тот пообещал помочь друзьям, так болгарин Христов стал в военных документах греком и продолжил службу в одном полку со Степаном.
Наконец, наступил перелом. Наши перешли в наступление, враг покатился назад. Советские войска приступили к прорыву немецкой обороны «Вотан», преграждающей им путь в Крым и низовья Днепра. А была эта оборона развёрнута в районе Мелитополя. Схватки шли невероятно жестокие. Враг был разбит, город освобождён. Василий нашёл жену Полину и дочь Аллу! Они рассказали, что жена Степана вместе с дочерью Валей и сыном Вовой находится недалеко, у родни в Херсонской области в селе Калга. И генерал разрешил Степану вместе с другом слетать к семье.
Калга уже была освобождена от фашистов. Ещё за неделю до этого через село отступали бесконечные колонны фрицев. Однажды среди них оказался русский, который у каждого встречного жителя села спрашивал, у кого живёт молодая учительница из Мелитополя. Все отвечали, что в селе нет такой. Но после этого пополз слушок, что это муж Анны Мозговой (Буцкой) отступал с фрицами! Всё сходилось: Анна – учительница – сбежала от немцев из Мелитополя. Анна ловила на себе косые взгляды, переживала, но твёрдо верила, что Стёпа воюет на фронте. Как только стихли разрывы снарядов, и потухло зарево пожаров со стороны Мелитополя, люди вышли на улицы села, стали заниматься хозяйством. Вдруг видят, над селом кружит наш «кукурузник» и садится как раз на кукурузное поле! Что тут сталось, все побежали за село! Смотрят, а из самолета прыгнули на землю два человека. Один высокий, лётчик, на груди награды, идёт людям навстречу и улыбается. Тут младшая сестра его жены как закричит: «Стёпа! Это же Стёпа Анин!» И повисла у лётчика на шее. Все стали обнимать Степана и его друга. А как встретился Степан с женой и детьми, сколько было слез и радости, не передать словами. Пробыл он с родными пару часов и улетел обратно в расположение эскадрильи.
Долгим был путь друзей к Победе. Преследуя врага уже на его земле, они дошли до реки Одер. И всегда приходили друг другу на помощь. Так однажды враг сделал неожиданный бросок и оказался вблизи временного аэродрома – базы их эскадрильи. Был отдан приказ срочно покинуть аэродром, и самолеты тут же взлетели! Приземлились на новом месте, а Христова Василия нет! Через минуту Степан поднял самолет в небо и направил к покинутому аэродрому. Быстро приземлился и буквально на глазах уже подходивших к аэродрому немцев забрал на борт друга. Спас его от неминуемой смерти, рискуя собственной жизнью. А Василий, оказалось, замешкался, пытаясь прихватить с собой все дефицитные детали.
Друзья были уверены, что скоро будут в Берлине, но судьба распорядилась по-своему. В войну ввязалась Япония, угрожая нашему Дальнему Востоку. Воздушная армия, в которой служили Степан и Василий была переброшена на новый фронт. Анна Буцкая получила вдруг письмо-треугольник от сослуживца Степана, где было написано: «Степан женился на монголке, не волнуйтесь». Так и поняла, что муж в Монголии. Потом полк воевал с японцами на территории Китая. И вот пришла Великая Победа, завоеванная с такими муками и жертвами! Степан был награждён медалью «За победу над Японией», орденами Великой Отечественной Войны I и II степени, медалью «За победу над Германией». Орден «Красной Звезды» он получил ещё в начале войны. Командование высоко оценило проявленное Буцким мужество и отвагу и рекомендовало его для участия в Параде Победы на Красной Площади в Москве.
Больше месяца провёл Степан в тренировочных полетах на одном из военных аэродромов Подмосковья, чтобы в чёком строе полететь в небе над Красной Площадью. Демобилизовались друзья в разное время, но дружба Степана и Василия продолжилась и в мирное послевоенное время до самых последних дней их жизни. Они собирались по праздникам то у Буцких, то у Христовых. И всё вспоминали, и вспоминали свою молодость и годы войны.
Яна СИРОТА