18 марта 1989 года – одна из особых дат в истории нашей компании. В этот день на профсоюзной конференции был утверждён Кодекс трудового коллектива производственного объединения «Надымгазпром», известный нам сегодня как Коллективный договор. Это основополагающий правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателем, по сути – конституция, по которой коллектив компании живёт и работает уже на протяжении 30 лет. Однако принцип социального партнёрства в основу трудовых отношений надымских газодобытчиков был заложен много раньше.
– На моей памяти Кодекс трудового коллектива работал с 1978 года. Затем с внесениями и дополнениями продлевался каждые пять лет, вплоть до 1989 года, – рассказывал Иван Богун, возглавлявший первичную профсоюзную организацию с 2000 по 2014 годы. – Этот документ требовал от каждого работника соблюдения норм и принципов морального Кодекса строителя коммунизма. В нём прописывались поощрения людей за их вклад и достижения. Это касалось процедур выдвижения на должность или представления к наградам. А вот поощрений для работников Кодекс не имел.
К девяностым произошли исторические преобразования в государстве, утратил силу Кодекс строителя коммунизма. Время потребовало внести изменения и в «надымгазпромовский» документ. Поэтому новый Кодекс, помимо основополагающих моментов, впервые включил раздел «Льготы и гарантии». Это был очень прогрессивный шаг, потому что раньше так детально не расписывали и не принимали в рамках обязательств гарантии, которые на себя брало предприятие.
– С того времени наш коллектив стал резко отличаться по оплате и социальным гарантиям от других северных коллег. Инициатором нововведений был Валерий Владимирович Ремизов, бывший тогда генеральным директором, – подчёркивал в воспоминаниях Иван Богун. –Специально созданная комиссия, в которую вошли как представители рабочих, так и ИТРовцев, экономисты и юристы, в течение года собирала, рассматривала, увязывала с законодательством все предложения, поступающие из подразделений. В названии мы оставили слово «кодекс», исходя из того, что кодекс – это свод законов. Формировали документ на законодательной основе и делали его впервые. Получилось десять машинописных страниц с соответствующими разделами, не считая приложений.
В апреле 1993 года в «Промышленном вестнике», приложении к газете «Рабочая трибуна», была опубликована статья «Не моральный, а нормальный». В ней почти полностью, на нескольких страницах, был напечатан оригинал Кодекса трудового коллектива надымских газодобытчиков.
С изменениями и дополнениями главный социальный документ компании просуществовал 11 лет. К 2000 году он был переименован в Коллективный договор и не только послужил примером для создания аналогичных правовых актов в других северных «дочках», но и лёг в основу Генерального колдоговора всего «Газпрома».
– Самое главное в нашем основном документе компании, что остаётся неизменным на протяжении 30 лет – шестой раздел, в котором прописаны льготы и компенсации, относящиеся конкретно к нашему предприятию, – резюмировал Дмитрий Небесный, председатель ППО «Газпром добыча Надым профсоюз». – Мы живём и работаем на Крайнем Севере и понимаем, что северяне требуют особой социальной поддержки. Поэтому стараемся, чтобы наш Коллективный договор был актуальным и востребованным среди работников. По статистике мы получаем около 40 тысяч обращений в год. В основном они касаются проезда в отпуск, причём, как самих работников, так и членов их семей, медицинских компенсаций и решения сложных жизненных ситуаций. Когда человек социально защищён, у него есть уверенность в завтрашнем дне и благополучие в семье – вот в чём сила нашего Коллективного договора.
Фото из архива ССОиСМИ