Среди любителей комнатных растений фиалочники занимают особое положение. В их рядах оказаться легко. Стоит только завести дома один горшок этого нежного цветка, как захочется ещё и ещё, пока не затянет окончательно. И такой зависимостью «страдают» очень многие. Поклонниками фиалок (сенполий) были Иван Тургенев, Алексей Плещеев, Иоганн Вольфганг Гёте, Жозефина Богарне и другие известные люди. Сегодня существует масса интернет-сообществ, клубов, домов фиалок, где коллекционеры обмениваются разными сортами, делятся советами, выставляют фотографии и устраивают ярмарки. А у нашей коллеги Светланы Мироненко для цветочного увлечения отведена в квартире целая комната. Это её место силы.
Выращиванием декоративно-цветущих растений Светлана занимается уже более 20 лет. За это время в её частной коллекции побывали разные виды, но в последние годы прочно прописалось семейство геснериевых. Самые любимые из «постояльцев», конечно же, фиалки.
– Мне нравилось это занятие с детства. У мамы всегда было много цветов. Потом я переехала из Краснодара в Надым и стала выращивать свой сад на подоконнике, – начала рассказ собеседница. – Когда мы жили в маленькой квартире, развернуться в полной мере места не хватало, а в новой, большой, – муж оборудовал для меня отдельное пространство. Здесь каждый горшочек обрёл своё место на специальных стеллажах с автоматической подсветкой.
Для цветоводства в домашних условиях, особенно на Севере, где зимой преобладают сумерки и ночь, искусственное освещение просто необходимо. Оно позволяет содержать большое количество растений даже в самом тёмном месте квартиры и даёт возможность для круглогодичного цветения. А поскольку у нашей героини «подопечные» нетепличные, то они хорошо адаптированы к условиям комнатного содержания.
– В своём фиалочном хобби я столкнулась с тем, что каждый сорт имеет свой определённый характер. Одни – «трудяжки» – могут расти как на дрожжах и постоянно пускать бутоны. Другие выступают в роли «мимозы» – эдакой неженки, к которой порой сложно найти подход. Поэтому к уходу за такими капризными красавицами приходится прикладывать больше усилий в ожидании, когда они наконец-то порадуют своим цветением, – поделилась Светлана.
В домашней «оранжерее» у Мироненко уже собрано около 150 сортов стандартных сенполий и фиалок-трейлеров (с удлинённым стеблем и множественными точками роста). Из почти 300 штук ни один цветок не повторяется. Отростки фиалочница заказывает у селекционеров и коллекционеров, привозит из отпусков. Некоторые были выращены с нуля – от листочка, остальные приобретались маленькими «детками».
– В отдельных представителей я влюбилась, и они не покидают мою коллекцию уже долгое время. А какие-то были вытеснены более перспективными сородичами. Ведь существует так много прекрасных и сговорчивых сортов, которым хочется дать место под солнцем, вернее, под лампой! – продолжила цветовод. – В общем, как и любой коллекционер, я нахожусь в постоянном поиске недостижимого – той самой «идеальной фиалки». А каков он, этот идеал? Каждый решает для себя сам, так как вкусы у всех разные. Лично моё мнение – фиалка должна радовать своего обладателя. Мечтаю о жёлтоцветковой. В природе её не существует, но недавно вывели искусственно, и я планирую такую завести.
Справедливости ради отметим, что наша коллега не зациклена только на сенполиях, хоть и отдаёт им предпочтение. Так, в её коллекции собралось уже свыше 30 пеларгоний – гераней, прекрасно чувствуют себя орхидеи, растёт жасмин, плодоносят перцы и огурцы, заказаны из питомника мандариновое и лимонное деревья. Заходишь в этот зимний сад, и от разнообразия цветовых комбинаций, оттенков, текстур, форм глаза разбегаются, а сердце радуется. Поистине, замечательное увлечение!
Фото Дмитрия Эрнста